Владислав Еремеев
Вообще, какое оно должно быть — страховочное устройство для веревочного доступа? Каким требованиям подчиняться? (Публикация статьи здесь навеяна дискуссией на Сумган-форуме.)
Пойдем с самого начала. Наиглавнейшей функцией страховочного устройства является его способность в любых условиях остановить падение как можно скорее, а в идеале — вообще предотвратить его. Это главное. Всё остальное: вес, цвет, субъективное удобство работы, универсальность, и т.д. — второстепенно.
Анализ статистики несчастных случаев и аварийных ситуаций показывает,
что именно причина «зажимания» страховочного устройства ( «панический рефлекс», хоть термин и не совсем корректен) — оказывается почти всегда виновницей инцидента, связанного с самостраховкой.
На сегодняшний день единственное в мире серийно выпускаемое страховочное устройство, полностью исключившее опасность «панического рефлекса», и этим самым отстоящее на большую ступеньку вверх (по степени безопасности) от всех прочих подобных устройств — это ASAP Petzl. Все остальные: Shunt, BackUp, RED, GOBLIN, Catch, Rocker, DUCK R, и т.д. — на порядок ниже.
Конструкторы ASAP победили главную опасность — «панический рефлекс». Есть ли другие опасности у устройства? Конечно самое первое — изучаем инструкцию производителя и «Product Experience» — его дополнительные рекомендации по использованию. А потом думаем дальше: а чего собственно надо бояться?
Главное, чего стоит в реальности опасаться с ASAPом — это МАЛЫХ ВЫСОТ, малого запаса высоты ниже пользователя до земли или до препятствия (например, торчащего на фасаде кондиционера!).
Смотрите картинки в инструкции!
Производитель указывает , что такой безопасной высотой для АСАП является 4 м , а в случае проведения тренинга спасработ ( двумя людьми) не менее 5 м, ПЛЮС растяжение веревки выше В ОБОИХ СЛУЧАЯХ.
Т.е., если выше вас 30 м веревки, то при нагружении одним человеком растянутся она может например на 5%. Это 1,5м. Значит, АСАП гарантированно спасет вас лишь выше 5,5м.
Особенно малая высота опасна во время спуска. Как показали наши испытания в лабораторных условиях, в случае разрушения рабочей веревки, буксируемому по страховочной веревке АСАПу иногда надо проехать более 1 м до того, как он схватится. Хоть это и неправдоподобно звучит! Добавьте к этому растяжение веревки, растяжение обвязки, и — не дай Бог — удлинение амортизатора.
На этом видео, в испытательной лаборатории имитировался спуск работника по веревке со страховкой ASAP, буксируемым по другой, страховочной веревке. (В тесте — груз 100 кг спускается принудительно). «Рабочая» веревка, на которой спускался этот груз, условно обрезалась прямо во время спуска. Можно видеть, что ASAP (новенький, только что достанный из фабричной упаковки!) до того, как «схватился» — проехал по веревке ровно 1 метр. Не хочется встретить на пути в таком полете какую-нибудь выступающую конструкцию, полку или землю!
Для нейтрализации подобной опасности, проходя эту «нижнюю опасную зону»: при каждом шаге вверх — принудительно блокирую АСАП рывком; также на спуске — рывком блокирую его, спускаюсь 0,5 м, разблокирую, перевожу до уровня пояса, и опять рывком блокирую. Времени это занимает больше обычного секунд на 20-30 максимум. Так же само делается и при остановке для выполнения работ: устройство «поддергивается» как можно выше и рывком блокируется. О таком выходе пишет и производитель в своем ASAP EXPERIENCE.
Второстепенные опасности ASAP — следующие:
Выше перечислены основные «тонкие места» в эксплуатации лучшего на сегодняшний день страховочного устройства — ASAP. Их надо «знать в лицо». Но куда более важно задумываться о безопасности раньше «вылезания на веревки», на организационном этапе более высокого порядка.
Именно в этом залог безопасной работы: просчитать и продумать всё заранее; организационными мероприятиями предупредить максимально возможный перечень рисков; продумать и грамотно сделать навеску (вообще, подавляющее число несчастных случаев связано именно с ошибками в навеске) — и тогда страховочная система окажется действительно гармоничным и элегантным заключительным звеном большой и прочной цепи. И включиться в работу эта цепь должна только уж в самом крайнем, самом непредсказуемом и не просчитываемом случае.
У по-настоящему компетентного специалиста веревочного доступа в компетентной компании — страховке просто не представится случая сработать вообще ни когда!
P.S. Частично ряд перечисленных опасностей будет существенно снижен в новой модификации ASAP, которая должна появиться в продаже в 2014 году.
Владислав Еремеев, Москва