Исследования работы фрикционных амортизаторов рывка типа KISA (KONG)
Владислав Еремеев.
Рис. Специальные самостраховочные усы самортизатором рывка KISA. |
Вверху – V-образная заправка в 4 отверстия. Оба конца являются рабочими; при этом каждый является свободным запасом на протравливание для другого, и поэтому в ситуации потенциального падения присоединен к точке закрепления должен быть только один конец. По центру – Y-образная заправка в 4 отверстия. Единственный рабочий конец и отдельный конец – запас «на протравливание». Внизу – Y-образная заправка в 5 отверстий. Единственный рабочий конец и отдельный конец – запас «на
протравливание».
Усилие протягивания веревки в фрикционном амортизаторе KISA KONG на разрывной машине Веревка EN892 Tendon Smart 10,5 мм новая | |
Усилие протягивания, кгс |
|
Заправка в 3 отверстия | 110 |
Заправка в 4 отверстия Y-образные усы | 230 |
Заправка в 5 отверстий |
370 |
Заправка в 5 отверстий мокрой веревки | 260 |
Заправка в 4 отверстия V-образные усы. Та же веревка, но б/у полгода интенсивной эксплуатации в промальпе. | 330 |
Сброс груза 100 кг с фактором падения 1
Ус из динамической веревки Tendon Smart (EN892) 10,5 мм, новой, заправленной в фрикционный амортизатор KISA | Длина перед тестом = высота падения до начала торможения, см |
Max сила рывка, кН |
Длина протравливания в амортизаторе, см |
Заправка в 4 отверстия, длина уса 150 см | 156 | 1,9 | 86 |
То же, веревка б/у полгода интенсивной эксплуатации в промальпе, без рывков |
150 | 4,24 | 28 |
Заправка в 5 отверстий, длина уса 150 см | 150 | 4,39 | 20 |
То же, мокрая | 150 | 2,28 | 74 |
Заправка в 4 отверстия, длина уса 170 см | 170 | 3,9 | 46 |
Динамические тесты системы веревка-жумар на усе из фрикционного амортизатора
В фрикционный амортизатор указанным способом заправлялась новая веревка EN892 Tendon Smart 10,5 мм так, чтобы изначально рабочая длина уса была 50 см. С другой стороны амортизатора оставлялся свободный конец веревки, достаточный для протравливания. Груз 90 кг (в оговоренных тестах – 100 кг) сбрасывался с фактором 0,5 или 1 с высоты 2,0 м (в интервал 2,0 м включена: основная веревка от точки закрепления до места установки жумара и длина уса амортизатора от жумара до точки подвески груза). Основная веревка – Коломенская статическая 24 - прядная ВСС диаметром 10 мм.
№ образца веревки | Испытуемое устройство, конфигурация | Фактор падения |
Протравливание
в амортизаторе, см
|
Примечания |
10 |
Жумар Petzl на усе 50 см, выходящем из амортизатора DISSIPATOR (SHOCK ABSORBER) CAMP. Заправлен в 5 отверстий.
|
0,5 | 20 |
Жумар повредил единичные нити оплетки.
|
10 | То же | 1 |
38 – в амортизаторе; +110 – снятие оплетки жумаром
|
|
11 | То же, но заправка в 4 отверстия. | 0,5 | 110 | |
12 |
То же | 1 | 140 |
|
12 | Жумар Petzl на усе 50 см, выходящем из амортизатора KISA KONG. Заправлен в 4 отверстия. |
0,5 |
26 |
|
12 | То же | 1 |
107 | |
12 |
То же, но ус выходит наоборот, из «входящего» отверстия
|
0,5 |
26 | |
12 | Жумар KONG на усе 50 см, выходящем из амортизатора KISA KONG. Заправлен в 4 отверстия. | 1 |
90 |
|
6 |
Жумар Petzl на усе 50 см, выходящем из амортизатора KISA KONG. Заправлен в 4 отверстия |
1 | 150 | |
5 | Жумар Petzl на усе заправленном в 4 отверстия KISA и через карабин (между 2-м и 3-м отверстием), на котором KISA установлена. |
1 |
3 – в амортизаторе, +105 снятие оплетки в KISA | |
Жумар KONG на усе 50 см, выходящем из амортизатора KISA KONG. Заправлен в 4 отверстия. Груз 100 кг. |
1 | 46 | Сила рывка 3,71 кН. | |
То же, заправка в 5 отверстий. Груз 100 кг. |
1 | 17 – в амортизаторе, + 115 – снятие оплетки жумаром. Сила рывка 4, 29 кН. Груз ударился о пол и завис. |
Анализируя даже такое небольшое число тестов которое было сделано, становится понятно, что усилие и дистанция торможения подобных амортизаторов рывка не стабильны. Они очень чувствительны к малейшим изменениям состояния веревки, её влажности, чистоте, степени износа, углу подачи свободного конца в устройство, и другим факторам. Поэтому для любого конкретного применения таких амортизаторов необходимо провести отдельные исследования со всеми предполагаемыми конфигурациями использования и в соответствующих условиях (среде). В тоже время, по сравнении с разрывными амортизат орами рывка, следует отметить плавность и равномерность торможения, а также возможность подбора требуемой энергоемкости амортизатора путем увеличения количества веревки на протравливание.