Владислав Еремеев, Москва
Декабрь 2013
Настоящий Бюллетень инцидентов составлен по данным преимущественно из неофициальных источников профессиональных русскоговорящих кругов.
Из общего числа – 131 случай (40% от общего числа) произошел либо непосредственно со мной; либо с людьми, с которыми я знаком лично; либо с ближайшими знакомыми моих товарищей; либо широко освящались в СМИ (18 случаев). Во многих других случаях для выяснения более точно картины происшествия автор связывался с его очевидцем или участником. Более 95% инцидентов произошли в период 2003 – 2013 гг.
На декабрь 2013 мной зарегистрировано 331 инцидент. Из них с лёгкими последствиями или без последствий вообще – 174. Несчастных случаев с фатальными последствиями: 72, в которых погибло 78 человек. Несчастных случаев с тяжкими травмами: 90, в которых пострадало 96 человек.
(В общем списке несколько групповых несчастных случаев относятся и к группе фатальных, и к группе тяжелых.) В список включены случаи, связанные с эксплуатацией механизмов при верхолазных работах, например, лебедок на дымовых трубах; случаи падения стрелы автовышки; случаи падения с лестницы, туры. В список НЕ включены случаи, имевшие место быть в роупджампинге и специфические случаи при работе на деревьях.
45% несчастных случаев с тяжелыми или фатальными последствиями связанны с ошибками в навеске (навешивании веревок и организации точек закрепления). В том числе, в 11,5% от общего числа случаев – имело место перерезание веревки острой кромкой.
25% несчастных случаев связанны с нахождением без страховки на краю (в опасной зоне) или работой, вообще не пристегнутым к веревке. В том числе, фатальных случаев по этой причине – 15% от общего числа НС.
В 11,5% несчастных случаев известно, что пострадавший к моменту происшествия находился в состоянии стресса или переутомления.
11% несчастных случаев связаны с неправильной организацией страховочной системы (удар об рельеф, конструкции при зависании на страховке; обрезание страховочной веревки острой кромкой при маятнике на ней после обрезания основной; или др.)
Почти в 10% несчастных случаев одной из причин было отсутствие узла на конце веревки, недостающей земли.
8,6% несчастных случаев связанны с зажиманием или не срабатыванием самостраховочного устройства. При самом строгом отборе, не менее чем в 15 случаях из 174 НС – использование АСАПа предотвратило бы случившееся.
В более чем 7% случаев от общего числа инцидентов выявлена их единственная причина – падение (сброс сверху) камня или предмета. Среди них – 6 человек погибло.
В 5,7% несчастных случаев фигурирует причина «Попытка спуска по незакрепленной веревке».
«Дополнительный контроль» мог бы предотвратить не менее чем 87 случаев с тяжелыми/фатальными последствиями. Если совсем кратко, под «дополнительным контролем» имеется ввиду контроль «супервайзером» (отдельным опытным человеком) или жесткий взаимоконтроль, включающий: контроль правильности навески; проверка личного снаряжения; контроль вывешивания работника; контроль за ситуацией во время работ.
Систематизируя причины НС, напрашивается подразделить их на две большие группы: НС произошедшие по единственной причине и НС, произошедшие в результате цепочки событий, т.е. нескольких причин .
1. НС произошедшие по единственной причине
Как немуфтованный карабин: открывается одним движением. Так и эти НС – случаются всего за 1 действие. Поэтому эти причины особенно важны – ведь что бы НС случился, здесь не требуется ни какая цепочка совпадений. Только 1 – единственный шаг – и всё...
Бесспорный лидер по степени опасности в этой группе – «нахождение без страховки на краю (в опасной зоне)» – 26 смертельных исходов, т.е. 15 % от общего числа НС. Кроме того, в группу «единственной причины» попадают:
2. НС, произошедшие в результате цепочки событий, т.е. нескольких причин.
Это причины, срабатывающие только в комплексе. По – одиночке любая такая причина сама по себе – обычно не приводит к инциденту. Необходимо совпадение одновременно двух или более причин, наложение какого то дополнительного условия или события.
И здесь на первом месте, с серьезным отрывом по количеству НС от других причин, стоит «работа, спуск на одной веревке» во всех своих ипостасиях.
Просто, сам факт использования единственной веревки – не является непременным предвестником аварии. Но уж очень много вариантов тех самых «вторых причин», дополняющих условий или событий, которые в совокупности с фактом использования одной веревки приведут к аварии. И, кстати, далеко не все они и перечислены в таблице, да и вообще в состоянии быть нами предусмотренными!
Такой «второй причиной » часто выступали:
Первое звено цепи, ведущей к НС мы уже выбрали: одна веревка. Вторым – критичным – звеном может стать одно из очень большого числа вариантов событий.
Как особый тип причин следует рассматривать факт «состояния стресса или переутомления», фигурирующ ий как минимум в 11,5% НС. Он является дополнительной, «второй (третьей) причиной», и находится как бы свыше, над остальными физическими, причинами. Как правило, в попадающих сюда случаях упоминаются «горящие сроки», «третий заказ за день», «организационные проблемы на объекте», «окончание рабочего дня», «хроническое недосыпание» и чаще эта причина становится роковой для не рядовых исполнителей, а для руководителей бригад; ответственных на объекте; организаторов и одновременно исполнителей работ. Причина имела место быть не менее чем в 20 НС и 7 АС.
Отдельно необходимо упомянуть групповые НС. Как правило, это случаи связанные с эксплуатацией механизмов: лебёдок, подвесных площадок и автовышек. Так при эксплуатации лебедок погибло 6 и получило тяжелые травмы 6 человек; в только мне известных 4-х случаях падении стрелы автовышки – погиб 1 человек, тяжелые травмы получ или четверо. Легко отделались трое, в том числе и ваш покорный слуга.
На удивление из 2 2 учтенных у меня случаев разрушения навески третьими лицами – 19 закончились благополучно, а все 3 приведшие к летальному исходу связаны с переплавлением веревок на кровле. Это говорит об преувеличении опасности «обрезания веревки жильцами».
Подавляющее большинство инцидентов связано с отсутствием необходимой компетенции работающих, недостатком у них необходимых знаний и навыков, т.е. с плохим уровнем их обучения.
Одновременно, не менее важным является крайне низкий уровень культуры организации работ, а именно – отсутствие оценки рисков, планирования работ и контроля вообще или проведение этого отрывочно и на низком уровне компетенции лиц ответственных за ведение работ.
Однако первичной причиной (причиной самого верхнего порядка) существующего положения дел является отсутствие чёткого и относящегося к делу государственного регламента по проведению и организации верхолазных работ и работ методами промышленного альпинизма. Кроме того, практически полностью отсутствует государственный надзор и контроль за ведением работ, за организацией работ и за компетенцией учебных центров соответствующего профиля.
РЕКОМЕНДАЦИИ
исполнителям, работодателям, лицам ответственным за проведение работ и учебным центра.
Таким образом, при проведении верхолазных работ и работ методами промышленного альпинизма и при обучении таковым, особое внимание надо обращать на:
Причины несчастных случаев или фигурирующие дек 2013 |
Последствия |
||
Смертельный исход |
Тяжелые травмы |
Без серьезных |
|
1 – Работа, спуск на одной веревке (в т. ч., и когда 2-я веревка была, но не доходила до земли; или две веревки были привязаны как будто одна, вместе). Всегда была еще хотя бы одна причина. | 13+ | 32+ | 13+ |
2 – Нахождение без страховки на краю; работа вообще не пристегнутым к веревке. | 26 |
17 |
5 |
3 – Перерезание веревки острой кромкой. | 11+ |
7+ |
17 |
4 – Состояние стресса или переутомления. | 3+ | 15+ |
9+ |
5 – Неправильное организация страховки (удар об рельеф, конструкции при зависании на страховке; обрезание страховочной веревки острой кромкой при маятнике на ней после обрезания основной; или др.). | 8+ |
8+ |
14 |
6 – Отсутствие узла на конце веревки, недостающей земли. | 2+ |
12+ |
7 |
7 – Попытка спуска по незакрепленной веревке. | 3+ |
7+ | 3 |
8 – Зажатие самостраховочного или/и спускового устройства в кулак. | 2+ |
7+ |
4 |
9 – Падение (сброс сверху) камня или предмета. | 6 | 1 | 17 |
10 – Потеря контроля за спуском (потеря веревки контролирующей рукой). | 2 | 5 | 13 |
11 – Раскрытие защелки карабина, неправильно расположенного; последующее отстёгивание спускового устройства при вывешивании или веревки на точке закреплении. | 1 |
4 | 3 |
12 – Падение с лестницы, туры, или вместе с ней. | – | 8 (9 чел.) | 13 |
13 – Взрыв паров, газов, пыли в емкости. | 2 | 3 | 1 |
14 – Отравление газами, парами. | 4 | 1 |
|
15 – Поражение электрическим током или молнией. | 1 | 2 |
7 |
16 – Несрабатывание самостраховочного устройства, схватывающего узла. | 1 | 3 | 2 |
17 – Разрушение навески третьими лицами. | 3 | – | 19 |
18 – Самопроизвольное разрушение единственной точки закрепления – вылет крюка, анкера и т.п. | 1 | 5 |
9 |
19 – Падение стрелы автовышки. | 1 | 3 (4 чел.) | 2 (3 чел.) |
22 – неправильное встегивание гри-гри. | 1 |
– |
4 |
23 – Обрезание веревки или травмы людей стеклом. | – | 1 | 3 |
24 – Пережигание веревки спусковухой или другой веревкой. | – | 1 | 3 |
26 – Затягивание бороды, волос, кожи в спусковое устройство. | – | 1 | 19 |
– Другие причины, условия. | 8 (14 чел.) | 8 (11 чел.) | 22 |